Жесткие корпуса и РИБы

Обсуждаем лодки, моторы, настройки, доработки, испытания и результаты.
Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 624 раза
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение Денис Мастер Марин » 05 окт 2016, 21:48

oberon писал(а):Денис, реданчик (уступ) на лыже, как таковой, у тебя уже ведь есть. Не думаю, что остротой и отгибом много найдешь. Его ведь реально и сейчас вентилирует. Чуть зализывает только. Разница должна быть заметна на ряби - немного быстрее должен идти, чем по гладкой воде.
Если у тебя сейчас одинаково, или почти одинаково - точно нет смысла.
Отгиб вниз чуть в скорости должен добавить, но убавит реальной килеватости.
У тебя сейчас классная быстрая и мореходная лодка, не делай из нее плоскодонку )))


То есть, то что гидролыжа "выдавлена" из корпуса - это ты называешь реданчиком (уступом)?
Совсем по гладкой воде скорость я не замерял. Сказать сложно, медленнее или нет. На своем винте (на фото) я уперся в скорость 60,6 км/час. Эта скорость показывается при любой "гладкости" воды. Хоть рябь, хоть волна с редкими барашками, хоть как зеркало. Но здесь, я думаю, дело именно в винте. Часть винта пытается ехать быстрее, а другая часть этому мешает. При этом раскрутить мотор до отсечки получается только в полёте :)) над водой. Как бы я его не поднимал-опускал, всё равно 60,6 получается.
Пробовали мотор и винт Влада. Скорость выросла до 64 и по ощущениям лодка полностью "встала" на гидролыжу. Что скорее всего и задумывал производитель. Появилась валкость с борта на борт, которую на румпеле контролировать сложно (катались то на румпеле, а за руль держались :)) ).

Просто есть информация, что производитель работает над моделью "Скаут" (брат близнец Бура, но есть разница в кормовой части днища) по изменению днища. А именно: выделяют гидролыжу реданчиками, а по центру лыжи будет плоская полоса, шириной 4-5 см. Бур переделывать не собираются, а у Скаута есть штука - на скорости 60 и более начинает двигаться в режиме рикошета. Причина - плоская лыжа (без выступа) в районе кормы. Для справедливости, Скаут задумывался для другого. Ставилась задача увеличить остойчивость в статике и увеличить поднимаемый на глисс вес при более скромных моторах. Тут вспомнил вид с кормы лодки Хаски и стало интересно, чем "грозит" изменение Скаута.
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 624 раза
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение Денис Мастер Марин » 05 окт 2016, 21:52

olgert2009 писал(а):
Денис Мастер Марин писал(а):Предлагаю в этой теме обсуждать гидродинамические качества жестких корпусов и РИБов.

У меня такой вопрос. Не сочтите за невежество (я только учусь).
Какую роль играют или планировалось, что будут играть "отгибы" по краям гидролыжи? Мне кажется, что как реданы(в части гидродинамической разгрузки) они явно не работают. Или всё таки удается "завоздушить" пространство и уменьшить смачиваемую поверхность? На примере фото Хаски, но такие решения встречал и на других лодках.

Почему спрашиваю? На буре тоже гидролыжа, но не такая мудреная.


В процессе экспериментов над днищем получилась такая гидролыжа, как бы на постаменте. Как на первом фото. Скорости не добавила. Но в поворотах, какие бы не были крутые и скоростные (насколько это было возможно для 15-шек )) ), не было и намека на прохват винта. То ли это закономерность, то ли частный случай..


Олег, никаких прохватов нет. Срыв упора винта был. Лечил интерцепторами на винте, а прохватов нету. Получается закономерность!
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 390
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 199 раз
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение olgert2009 » 06 окт 2016, 08:48

Хорошо бы договориться о единстве терминологии ). Что есть "прохват", а что есть "срыв упора"? Интерцептор на винте делал загибом кромки или опиловкой? Хотя, если винт стальной, понятно что загиб..

Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 624 раза
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение Денис Мастер Марин » 06 окт 2016, 09:52

olgert2009 писал(а):Хорошо бы договориться о единстве терминологии ). Что есть "прохват", а что есть "срыв упора"? Интерцептор на винте делал загибом кромки или опиловкой? Хотя, если винт стальной, понятно что загиб..


Олег, может, я криво изъясняюсь. Сильно прошу не пинать :pardon:
Родной винт от Ямы 14" мне не понравился вообще. Поэтому, за не имением лучшего в то время в НЧ гонял на 13" :biggrin:
Что было с винтом 14" "не так"?
На ходу на полной дыре мотор чуть не докручивал до отсечки (скорость 58). Стоило немного сбавить газ, а потом резко добавить, как мотор тут же упирался в отсечку и лодка не развивала той скорости, с которой шла до этого. Чтобы опять разогнаться до 58, приходилось сбрасывать газ и очень нежно его добавлять. Иначе винт начинал "буксовать". То есть имел большое проскальзывание. Это прекрасно слышно по росту оборотов и отсутствия роста скорости. Бывало, что винт сам "зацепится" за воду. Это чувствовалось по "пенделю под зад" :biggrin: и резкому скачку скорости. Но редуктор, блин, жалко. Такая же беда (увеличение проскальзывания) происходила на второй половине дуги поворота. При выходе на прямик она сама не проходила. Опять сброс газа с последующим плавным добавлением. Вот это я и называю "срыв упора".

Наверно, можно дать такие определения:

Срыв упора - это продолжительное по времени увеличение коэффициента проскальзывания винта, которое проявляется ростом оборотов двигателя при неизменной или снижающейся скорости лодки. Характеризуется заметным ухудшением разгонной динамики лодки. Редко самовосстанавливается. Проявляется в резких поворотах.

Прохват - кратковременное резкое увеличение коэффициента проскальзывания винта, которое проявляется резким ростом (скачком) оборотов двигателя при неизменной скорости лодки. Характеризуется заметным ухудшением разгонной динамики лодки. Склонен к самовосстанавлению. Коэффициент проскальзывания винта стремится к 100%. Чаще проявляется при высокой установке мотора в резких поворотах и на значительном волнении.
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 624 раза
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение Денис Мастер Марин » 06 окт 2016, 10:36

По загибу винта. Заготовка - винт Яма 14" люминь. Который никак не ехал.
Сначала была подразана исходящая кромка "лопухов" с переходом на внешнюю кромку. Диаметр НЕ УМЕНЬШАЛ.
Попробовал на воде. Хуже чем было не стало. Вроде чуток поднялись обороты.
Потом опять в гараж. Загнул лопасти между линиями на фото. Немного убрал толщину лопастей в попытке придать "ложкообразность" и заточил входящую кромку.
Что получил. Срыв упора на прямиках пропал совсем. После выхода из поворота упор самовосстанавливался. Доработки позволили поднять мотор повыше и откинуть на 1 дырку! Скорость возрасла с 58 до 60,6. :yahoo: Считаю, мой первый винтик удался. Поставленные перед переделкой задачи были решены.

Сейчас внимательнее "пощупал" этот винт (зрение - так себе) :biggrin:. Одна из лопастей имеет чуть более широкий по окружности винта интерцептор. Переходит излишне далеко на внешнюю кромку. :((( Вот, блин, где собака зарыта. Винт сам себя тормозит. Надо поправить! Оборотов 100 точно сожрало :((
Вложения
винт 2.jpg
винт 2.jpg (302.99 КБ) 552 просмотра
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 390
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 199 раз
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение olgert2009 » 06 окт 2016, 16:33

Денис Мастер Марин писал(а):
olgert2009 писал(а):Хорошо бы договориться о единстве терминологии ). Что есть "прохват", а что есть "срыв упора"? Интерцептор на винте делал загибом кромки или опиловкой? Хотя, если винт стальной, понятно что загиб..


Олег, может, я криво изъясняюсь. Сильно прошу не пинать :pardon:


Наверно, можно дать такие определения:

Срыв упора - это продолжительное по времени увеличение коэффициента проскальзывания винта, которое проявляется ростом оборотов двигателя при неизменной или снижающейся скорости лодки. Характеризуется заметным ухудшением разгонной динамики лодки. Редко самовосстанавливается. Проявляется в резких поворотах.

Прохват - кратковременное резкое увеличение коэффициента проскальзывания винта, которое проявляется резким ростом (скачком) оборотов двигателя при неизменной скорости лодки. Характеризуется заметным ухудшением разгонной динамики лодки. Склонен к самовосстанавлению. Коэффициент проскальзывания винта стремится к 100%. Чаще проявляется при высокой установке мотора в резких поворотах и на значительном волнении.


Денис, так и я не Папа Римский :wink: .

По определению согласен, но много букв. Если проще, то может так:
Срыв упора - когда надо сбрасывать газ для восстановления оборотов и скорости.

Прохват - после кратковременного повышения оборотов двигатель самостостоятельно восстанавливает обороты на прежнй уровень.

Здорово. По крайней мере мы с тобой уже будем понимать друг друга, коли речь зайдет о винтах и оборотах :drink: . Интересно, как бы это прокомментировали классики? :biggrin:

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 390
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 199 раз
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение olgert2009 » 06 окт 2016, 16:40

Ну и в копилку опыта. Я бы добавил, что прохват бывает при неудачном (гидродинамически "тяжелом") корпусе. Например при увеличенной килеватости. Лечится уменьшением оной. Ну, это если винт не трогать :secret: )

Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 624 раза
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение Денис Мастер Марин » 06 окт 2016, 19:08

Это я физику вспомнил :biggrin: У нас училка заставляла именно так "длинно" рассказывать определения. Там можно ещё добавить: ...и численно равен отношению произведения квадрата скорости на расстояние....к тангенсу угла откидки мотора......и является безразмерной величиной :biggrin:

Похоже тему по винтам открывать надо. На фото есть следы кавитационного износа на стороне нагнетания. Переменный шаг у винта или ещё причины могут быть?
Гуру винтостроения, подскажите!
Вложения
винт 3.jpg
винт 3.jpg (309.09 КБ) 542 просмотра
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 390
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 199 раз
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение olgert2009 » 07 окт 2016, 10:43

По кавитации. Странно, что следы на входящей кромке, а на конце ничего не видно? Вроде как кавитация начинается с задних кромок. И опять же она начинается с края кромок, на максимальном диаметре, где скорость наибольшая. А у тебя она ближе к ступице. Странная какая-то она. Больше ничего сказать не могу (.

Денис, рано ли, позднее ли все равно придешь к стальным винтам. Начни раньше )

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 390
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 199 раз
Контактная информация:

Re: Жесткие корпуса и РИБы

Сообщение olgert2009 » 07 окт 2016, 10:56

По "неправильной" кавитации. Возможно одна з причин, вогнутость, ложкообразность в данном месте. Передняя кромка как бы с клювом. Или же,(что то же самое) эта часть лопасти в передней части имеет выпукло-вогнутый профиль. С нее и идет срыв потока, вызывающий кавитацию.
Предполагаемое лечение понятно, убрать впадину, сделать профиль плоско-выпуклым. Или даже двояковыпуклым.
Когда резал лопасти в своем винтотворчестве, у корня он имеют как раз двояковыпуклый профиль.


Вернуться в «Лодки, моторы и другая техника.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Алексей, Google [Bot], Денис Мастер Марин и 1 гость