Особенности лодок с НДНД

Обсуждаем лодки, моторы, настройки, доработки, испытания и результаты.
Аватара пользователя
Липтон
Постоялец
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 02 май 2017, 19:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 240 раз
Поблагодарили: 96 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение Липтон » 30 май 2018, 08:39

Парни, предлагаю пока забыть про эту самую килеватость, не в ней суть. Чтобы исправить собственное косноязычие, перепишу: была измерена разница показаний программы при прикладывании смарта к половинкам оп. пластины. Если килеватость считается как угол между горизонталью и одной из половин, то пусть будет 7,5 градусов.
Далее будет отчет по большому тесту, писать буду кусками, поскольку комп периодически стирает набитое на клаве.

Отправлено спустя 24 минуты 24 секунды:
ТЕСТ.
Изображение

Выражаю благодарность Олегу Olgert 2009 и Игорю Monroy за помощь и участие в тестировании лодок и моторов, без них он бы просто не состоялся.
Участвовали лодки Полар Бёрд-320, Хантер-330А НДНД и Солар-350 прототип. Моторы Мерк-15 2Т, Т-9,8 2Т, HDX-5 2Т и СиаПро F9,9 4Т (212см3).
Общий фотоальбом по тесту, начиная с этого фото https://pp.userapi.com/c824201/v8242011 ... qwyG9o.jpg

https://vk.com/album336694021_254312931 Есть возможность открывать оригиналы с увеличением картинки.

Опишу данные теста в порядке объема информации, по нарастающей. Главный испытуемый в основном Солар, но статистика других сочетаний лодко-моторов важна для понимания общей картины.
Пайольный "Бёрд" под Т-9,8, шкипер 75кг, винт 8,3" - 34 кмч фактически при любом триме мотора.
Бёрд под СиаПро, шкипер 75кг, 10 винт, 3 отверстие, текущая скорость 37кмч.

Отправлено спустя 18 минут 18 секунд:
Хантер-330А НДНД.
Собственно по результатам главный герой теста. Недорогая лодка от производителя, делающего первые шаги в надувных полах, в полностью стоковом исполнении показала себя отлично ( навешиваемые на нее фанерки будут описаны отдельно).

Давление пол- баллоны по 0,25. Перед испытаниями Олег предварительно подобрал из всего своего многообразия винтов на М-15 самый скоростной, Солас 11 шага сталь, несколько пиленный, с интерцептором.
1) Мерк-15, 52 кмч в пике.
2) СиаПро 9,9 , винт 9,25", 3 отв. трима, бак сзади, шкипер 100кг, при старте легкий прохват, обороты не в полный газ 6100, далее сработка ограничителя, 40-41 кмч.
3) СиаПро, винт10, 3 отверстие, по ветру 39-40 кмч, против 39, на старте более выраженный "хитрый прохват", раньше уходит в отсечку по оборотам.
4) Даление в НДНД доведено до 0,35 Атм.
Мерк-15, средняя текущая скорость 52 кмч, в пике 54,7 кмч.!
5) HDX-5, прохваты на 1 отверстии трима при транце 41см, в пике около 29 кмч, тестер 100кг ( в общем мы с Олегом оба прим. такого веса).

Поведение лодки в целом стабильно и предсказуемо, еще бы, вроде бы сидящие в воде задние концевики баллонов ее хорошо стабилизируют и как ни странно не отъедают скорость. Как это удалось достичь производителю - загадка. Линия киля более прямолинейна чем у Солара, опорная пластина довольна мягкая и играет от легкого нажатия, зато вклеена по линии днища без отгибов!
Носовая часть НДНД с более выраженным килем чем у Солара, у того он полукруглый и излишне выступает вниз.
Днище в задней части вклеено глубже уровня баллонов (!), тем не менее лодка едет, и хорошо едет.
Установка на транец самодельной фанерной конструкции с элементами подобия транцевых плит, с целью подпора интерцептора от проминания потоком ( о чем я писал Славе выше) дала отрицательный результат ( Олег подробнее опишет факты), скорость уменьшилась, задняя часть днища начала присасываться к воде вниз ( уход палубы вниз).

Имхо по лодке. Себе бы хотел, размер как раз под 10 сил, хотя и под 15л.с. идет прекрасно. Нос не сильно задран на ходу, не мешает обзору при кормовой посадке шкипера. Как Хантеровцам удалось создать почти шедевр - непонятно).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
"Поглядим.... послушаем....., пощупаем..... понюхаем..... (с)

Аватара пользователя
Денис Мастер Марин
Постоялец
Сообщения: 828
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 09:05
Откуда: Набережные Челны
Благодарил (а): 766 раз
Поблагодарили: 602 раза
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение Денис Мастер Марин » 30 май 2018, 10:21

По моему скромному мнению, это не "подобие транцевых плит", а полноценный кусок днища со смещением точки приложения сил и с проблемой в месте стыковки "мягкого с жестким".
Водно-моторный клуб "Мастер Марин"
г. Набережные Челны

Аватара пользователя
Липтон
Постоялец
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 02 май 2017, 19:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 240 раз
Поблагодарили: 96 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение Липтон » 30 май 2018, 10:38

Солар-350 прототип.

Транец доведен до 42 см, установлена клиновая накладка под мотор. Лодка в сборе около 46кг.

1) СиаПро 9,9, 10"винт, 3 отв. трима,тр.плиты, бак сзади, 38-39кмч текущая скорость. Пиковая мною не измерялась по причине замеров прогой в смарте без показания датчиков. да и не нужна она. Обороты 6100 не в полный газ, далее сбой из-за мозгов мотора.
2) СиаПро, 2 отв. трима, 38-39 кмч. По оборотам ситуации аналогична.
3)СаПро, Винт 9,25", плиты 2 отв. трима, 38-39кмч, обороты в полный газ ок. 6000 об.
4) СиаПро, 9,25", 3 отв. трима, 39 кмч стабильно, 6000 об.
По этим четырем пунктам делаю вывод, что 10" пиленный винт работает с проскальзыванием на этом комплекте, возможно из-за малого диск. соотношения.Играет свою роль отсечка по оборотам мотора. Надо добавить, что обработанный мною на глазок винт 9,25" на шаговой горке Д.Д. показывал разные цифры по шагу, но уже ближе к 10 шагу.
5) Тоха 9,8 2Т, винт 8,3 родной в стоке, шкипер 100кг, 5 отв. трима прохваты, 4 отверстие 37кмч, обороты 6000.
6)Т-9,8, шкипер 75кг, плиты, бак спереди, 38-39кмч. Со слов испытателя ( Игоря), ход лодки понравился.
7) Мерк-15 2Т, шкипер 100кг, плиты, 1 отв. трима, обор. 5350, скорость 43кмч, в пике 44, тянет вправо.
8) М-15, 2 отв. трима, 5550 об.. "туда" ср.скорость 44, пик 45, 7кмч. "обратно" об. 5100, ср. скорость 41.
9) М-15, 3 отв. трима, об. 5550, туда средняя 46 кмч, пик 47, 4 кмч, обратно средняя 44 кмч, прохваты в поворотах.
По мнению тестера ( Олега), лодка ведет себя опасно и малопредсказуемо, нестабильно. При участии в гонках эти факторы усилятся и возможны эксцессы. За задранным носом при кормовой посадке прямо по курсу по сути ничего не видно.
10) По предложению Олега установили плиты с сильным положительным углом атаки к воде ( 6 полных оборотов талрепа относительно положения в предыдущих тестах), выставив их параллельно опорной пластине Солара и уже под изрядным углом к линии киля ( не догадался измерить этот угол отгиба, а надо!). Смысл этого действа доходит только сейчас, показания скорости очевидны.
Мерк-15, 2 отв. трима, 38-39кмч). Зато идёт стабильно как тепловоз, не напряжно для шкипера).
11) Мерк-15, плиты вообще сняли. 2отв. трима, дельфин. 3 отверстие, дельфин меньше (?), но сильная курсовая неустойчивость.
В пике 51,7кмч, средняя 50кмч, обороты не было возможности смотреть из-за борьбы штурмана с лодкой. Вроде бы и скорость без плит возрасла, но катать в таком виде экстремально, и это при отогнутом вниз интерцепторе...
12) СиаПро, без плит, 3 отв. трима, винт 9,25", средняя 39 кмч ( тут снятие не помогло), очень неустойчиво на ходу, "аттракцион" по ощущениям.
13) HDX-5 2Т, 2 отв. - прохваты, 26-28кмч, об. 6400, 1 отв. трима средняя 29кмч, прохватов нет ( при транце на 10мм больше чем у Хантера, загадка).

Подитожу. Обоим тестерам ход лодки не понравился, не стабильный и порой малопредсказуемый. Без плит совсем не айс. Их угол надо точно подбирать. Но - после тяжких раздумий над углом опорной пластины. Эксперимент с плитами параллельно ей дает представление о том тормозе, который она создает. Сюда же запишем пробы Хантера с принудительным подпором его мягкого, но как оказалось вполне рабочего и правильного интерцептора.
Концевики баллонов все равно подпахивают, при явном визуальном преимуществе над Хантером, но последний едет быстрее. Нонсенс...
Пока мысли только на счет отгиба интерцептора ближе к линии киля. Поможет ли?... Про будущий дельфин пока думать не хочется. Технически - или нагревом ( тут я профан), или механически с регулировкой, теми же миниталрепами. Не знаю.
По мнению Олега , а он в гонках уже собаку съел, и не одну, лодка мало пригодна для участия в соревнованиях по двум вышеописанным причинам ( скорость и нестабильность), надеюсь, он сам добавит к отчету свое резюме.
Я же готов с определенными оговорками готов мирится с ходом лодки, но фактор не конкурентной скорости в классе пока не дает уверенности в успешности участия в мероприятиях.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Еще раз спасибо Олегу за неоценимую помощь и советы.
Буду благодарен за комменты и полезные предложения после прочтения отчета.

ПыСы: По своему же фото угла между килем и опорной пластиной с выставленной по ней плитой ( в статике) замерил его прогой в смарте, получилось 8,5 градусов (!). В динамике, ясно, будет меньше, вопрос сколько в граммах.
"Поглядим.... послушаем....., пощупаем..... понюхаем..... (с)

Аватара пользователя
oberon
Постоялец
Сообщения: 1381
Зарегистрирован: 21 сен 2016, 17:07
Откуда: Канатчикова дача
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 854 раза
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение oberon » 30 май 2018, 15:37

Артём, спасибо за результаты, познавательно.
По винтам - вроде как получается, что дело не в прохвате, а в легких винтах. Мне не всё в них понятно, за исключением хорошего винта Олега. Подумаю... Уточни, пожалуйста, правильно ли я понял, что винт 9,25 тоже как-то пилился? И есть ли какие данные по оборотам испытуемых моторов/винтов для лодки Полар Бёрд?
По остальному, вроде бы ничего неожиданного.
С практической точки зрения жалко, что не попробовали твой Солар без транцевых плит и с удлинителем румпеля.
Интереснее могло получиться, особенно на моторе и винте Олега.

Аватара пользователя
Липтон
Постоялец
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 02 май 2017, 19:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 240 раз
Поблагодарили: 96 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение Липтон » 30 май 2018, 17:12

Слава, по заданным вопросам.
Мои винты: 10"шаг получен перепиливанием Д.Д. винта 9" от Соласа. 9,25" родной Ямаховский пилил сам с новья на глаз, утоньшая его с выпуклой стороны, диаметр и дисковое старался не трогать. На горке винт показал шаг ближе к десятому, точно не помню, но выше выбитого на нем. По винту Олега он, надеюсь, напишет сам.
Данных по оборотам/винтам для Полара нет, по сути лодка случайно оказалась на тесте и каталась без въедливости.
Перемещаться по кокпиту Солара я пробовал и вперед-назад, и для центровки вставал на колени посередине, прибавки это не дало, несмотря на длинный румпель, загрузка носа однозначно съедала скорость. По фото видно, что положение пилота справа у транца перекашивает лодку и увеличивает пахание правым баллоном, тем не менее....
Как сидел Олег, катая свой мотор, опять же напишет сам.
Что думаешь по поводу Хантера и сочетания его скорости и неправильной вроде бы вклейки днища у транца?
Какие возможные пути исправления ситуации с Соларом? И с винтами СиаПро? Посетила даже крамольная мысль спустить носовой U-образный баллон Солара и катать без него).
"Поглядим.... послушаем....., пощупаем..... понюхаем..... (с)

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 185 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение olgert2009 » 30 май 2018, 17:41

Как участник вчерашних событий :wink: :drink: . Артем написал все полно, толково и правильно. Все ходы записаны :biggrin: . Остается мое мнение, которое Артем опять точно выразил :smile: .
Как бы ни хотелось хоть как-то посластить пилюлю, гонять на этой лодке нельзя. Я бы сказал даже ездить быстро нельзя. В одиночку имеется в ввиду. НДНД-шного опыта у меня конечно кот наплакал, сравнивать могу только с Хантером-330, да вот свой практически шестилетний опыт постройки днищ..

Отправлено спустя 11 минут 7 секунд:
Когда у меня получались днища с похожими неприятностями, резались, изменялись без всякого сожаления. Но там как-то попроще - жесткое дно есть жесткое дно. Здесь, как я понимаю надо учитывать степень податливости всего дна. Да еще и взаимосвязь его с баллонами.
Как уже писал Артем, Лодка неустойчива. Неустойчива и продольном, и поперечном движении. Краткие моменты стабильного движения, ну это до первой сколь нибудь значительной волны или несильного дуновения ветра. При попытке стабилизировать лодку поджатием мотора (1-я дырка) начинается сильный увод вправо. Что с плитами, что без.

Отправлено спустя 10 минут 5 секунд:
Какие можно отметить недостатки, видимые, так скажем. "Квадратность", скажем так. Т.е. малое удлиннение, При виде сверху она похожа на квадрат, излишне широка для такой длины. Возможно поэтому так бурно реагирует на ветер.
Очень полные носовые обводы. При ударе о воду, волну, ну сильный отскок. Большой диаметр баллонов, опять же для такого размера. Излишне большой ходовой дифферент. На "пятке" идет красиво, но до первого возмущения.

Отправлено спустя 6 минут 30 секунд:
Я не знаю, как Артем будет бороться с таким "букетом".. Да, еще эта линия киля дугой. Стабильности она явно не дает.
Могу лишь пожелать терпения и просветления в деле доводки до ума.. Я бы на ней не гонялся. Да простит меня Артем за столь нелестный отзыв :drink:

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 185 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение olgert2009 » 30 май 2018, 18:11

Дабы не оканчивать разговор на столь пессимистичной ноте, предлагаю любителям НДНД и всем сочувствующим размять мозги по следующему поводу :biggrin:
Артем на нескольких фото уже показал фанерное продолжение днища. Для кратости предлагаю назвать сие творение "докаткой". Меньше писанины.
К тем фото добавлю еще несколько

081.JPG


Отправлено спустя 4 минуты 39 секунд:
И еще.
086.JPG
087.JPG
Вложения
084.JPG
083.JPG
082.JPG
081.JPG

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 185 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение olgert2009 » 30 май 2018, 18:33

Что-то дублируется, потом почищу.
Так вот докатка делалась как инструмент повышения жесткости интерцептора и повышения длины днища. Во-первых, для улучшения стартовых характеристик (меньше кобра) и ожидалось увеличение скорости. Ну хоть на сколько. Как же, итерцептор станет более жестким, а это по любому улучшит срыв потока.
Комментируя замечание Дениса, насколько жестко он установлен, отвечу - жестко :good: . На фото гдае докатка на столе видна линия, по которую она задвигается под пластину. Края упираются в баллоны, к транцу крепится четырьма болтами. Сопряжение интерцептора с докаткой получились ну очень, на мой взгляд, цивилизованными.

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 185 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение olgert2009 » 30 май 2018, 19:03

Полон радостных предвкушений, устанавливаю, выхожу на воду, и вот он! очередной облом :sad: . Без докатки, скажем так 52. С ней 47. Да, старт улучшился. Ходовой дифферент уменьшился, ну это можно понять. Появился следующий момент.

При выходе на максимальную скорость, в районе посадки пилота на дно, 50-60см от транца образовывается гигантская впадина. Размером от борта до борта, в длину около полуметра, глубиной см3-4, а может и больше. Такого я еще не встречал.

Отправлено спустя 18 минут 30 секунд:
Проверяю давление в днище. Да, было 0,25, стало 0,2. Качаю до 0,4. На воду. Скорость увеличилась, около 50. Лучше конечно, но без докатки-то еще лучше. Да, впадина подуменьшилась. Если бы я не ощутил ее громадность при 0,2атм, мог бы и не обратить внимание. Без докатки впадин нет. Никаких.
Я бы мог понять горб на днище. Эффект пайолки. Поставил докатку, т.е. как-бы транец, упор, вот поток перед ним тормозит, выдавливает горб наружу.
Здесь же впадина. Т.е. разрежение под дном. Откуда оно? Почему установка докатки вызывет такой эффект?
Готов выслушать любую гипотезу, даже фантастическую :flag:

Отправлено спустя 6 минут 40 секунд:
На основе вышеизложенного, зарождается уверенность, что более жесткий интерцептор, или же его ужесточение могут сыграть негативную роль. Так вода сама промнет этот интерцептор на сколько надо и куда надо. А жесткая пластина направляет воду не туда, куда ей (воде) хочется. Вот и появляются неожиданные результаты.

Аватара пользователя
olgert2009
Постоялец
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:27
Откуда: МО г.Домодедово
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 185 раз
Контактная информация:

Re: Особенности лодок с НДНД

Сообщение olgert2009 » 30 май 2018, 19:21

Кажется начал понимать. Получился диффузор. Ладно, подожду комментариев :drink:


Вернуться в «Лодки, моторы и другая техника.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей